Как играть на гитаре? Советы, рекомендации
Добавить в избранноеЕсли воспринимать эту фразу буквально, то, с одной стороны, ответ на этот вопрос — простейший, а с другой — риторический, поскольку сам вопрос очень некорректный. Действительно, как играть на гитаре, наверное, все прекрасно знают: одна рука зажимает лады на грифе, другая — извлекает звук со стороны барабана гитары. И вот тут уже возникает множество новых вопросов, самые популярные из которых я попытаюсь осветить в данной статье.
Чтобы создать более понятную атмосферу, я буду описывать элементы гитарной игры поэтапно. Давайте предположим, что у вас в руках сейчас находится гитара, и вы очень хотите что-нибудь сыграть, но не имеете ни теоретических знаний, ни практических навыков. Это можно исправить, если понять и отработать основные принципы игры.
Итак, вы взяли гитару, левую руку (если человек правша, для левшей — правую) положили на гриф, правую — на струны.
Барабан гитары упирается вам в бедро. С положением разобрались. Теперь нужно понять, как работает каждая из рук. Начнем с левой. Пальцы левой руки зажимают определенные струны на определенных ладах, в зависимости от произведения, которое исполняется музыкантом.
К примеру, если играется какая-нибудь дворовая песня, то чаще всего на грифе зажимаются аккорды, т.е. стандартные позиции пальцев для каждого аккорда (для наилучшего понимания советую посмотреть видеоурок на тему аккордов).
Если играется классическое произведение, то пальцы выбирают всегда разные положения на ладах, в зависимости от нужной ноты. Также пальцы левой руки могут придавать красочность игры за счет добавления ими разных эффектов звучания.
Теперь перейдем к функциям правой руки (для левшей — левой). Эта рука извлекает звук различными способами. Давайте рассмотрим основные из них:
- Бой. Этот вид игры заключается в ударе по струнам вниз и вверх, соблюдая определенный алгоритм действий. Бой может быть стандартный, или же лично придуманный. Бой может содержать различные дополнительные элементы, такие как пауза, приглушка, веер (элемент из испанских боев) и многие другие. Для примера разберем самый популярный гитарный бой — эстрадный, в народе же его именуют «шестеркой», в данной ситуации с приглушкой.Итак, схема игры такая: удар по струнам вниз два раза (после второго удара глушим струны), два раза вверх, потом снова вниз с приглушкой и завершаем ударом вверх. Получается шесть ударов по струнам за один цикл. Чаще всего этот бой обозначают двумя способами: «вн-вн*-вв-вв-вн*-вв» или «VV*^^V*^», где * — приглушка. Этим боем играются многие дворовые, армейский и эстрадные песни. Видеоурок на тему боя можно посмотреть вот по этой ссылке.
- Перебор. Перебором называется последовательное перебирание струн в зависимости от вида перебора. Существуют разные виды переборов: простой, сложносокращенный, сложный и так далее. Наиболее сложный способ перебирать струны — соло, где последовательность извлечения звука совершенно нестандартна.Рассмотрим пример одного из самых популярных переборов, именуемый «сложным» перебором или перебором «восьмерка». Последовательность струн следующая: начинает каждый цикл басовая струна (4-я, 5-я или 6-я), затем по очереди идут третья, вторая, третья, первая, третья, вторая, и снова третья. В народе этот перебор изображается так: «Б-3−2−3−1−3−2−3».Что касается басовой струны, то здесь учитывается непосредственно аккорд. Например, для аккорда Am басовая струна — 5-я, для Dm — 4-я, для акорда E — 6-ая. На рисунке 1 изображены басовые струны основных аккордов, а по мере изучения, думаю, вы без труда найдете и остальные. Видео о том, как играть перебор на гитаре, можно посмотреть здесь.
Рис 1. Басовые струны основных аккордов
- Щипок. Этот элемент игры является чем-то средним между боем и перебором. Суть его заключается в одновременно извлечении звука сразу из трех струн: 1-й, 2−1 и 3-й, т.е. эти струны дергаются одновременно указательным, средним и безымянным пальцем — соответственно. Существует два самых распространенных видов щипка: вальсовый и, так называемый, «блатной».Дабы не делать выбор в данной ситуации, разберем оба этих вида. Разница между ними заключается в том, что при вальсовом щипке после баса три первых струны дергаются два раза, при блатном — один. Изобразим оба варианта так, как их принято указывать в народе: «Б-321−321» и «Б-321» — соответственно. По данной ссылке можно посмотреть видеоурок на тему этого способа извлечения звука.
Это были основные приемы. Также встречаются случаи, когда эти способы комбинируются.
Извлечь звук при помощи вышеописанных методов (за исключением щипка) можно либо пальцами, либо медиатором (пластмассовый прибор округлой треугольной формы). Стоит отметить, что играть пальцами гораздо проще, поскольку навык игры медиатором нужно еще приобрести в ходе обучения. Преимущества медиатора в том, что звук становится громче и чище (естественно при правильном его использовании).
Я специально расписал все действия максимально детально, чтобы ни у кого не возникло вопросов по технике и принципам игры на гитаре. Теперь вы, зная минимальную теоретическую базу, можете без труда начать обучаться игре на гитаре самостоятельно, а в этом вам помогут видеокурсы игры на акустической и электрической гитарах на сайте guitarlesson.ru.
Переходя от теоретической подготовки начинающих гитаристов, хотелось бы обратить особое внимание на не менее важную деталь в обучении, которую будем называть барьером игры на гитаре. Во избежание сложных понятий и непонятных описаний, я выделю два основных барьера: физический и психологический. Думаю, необходимо подробно остановиться на каждом из них.
Под физическим барьером, препятствующим игре на гитаре, понимаются различного вида неудобства и болевые ощущения (звучит странно, но это факт) в период привыкания к инструменту. Естественно, по мере адаптации и, естественно, с набором необходимой практики, данный барьер будет стремительно идти к уменьшению, пока вовсе не исчезнет. А пока что эта проблема очень актуальна, поэтому разобьем вышеуказанное препятствие для новичков на несколько тематических блоков:
Неудобство
Для многих людей само положение гитары на бедре является источником дискомфорта. Барабан гитары начинает давить на бедро, что может вызвать неприятность в процессе игры. Решением такой проблемы может послужить возврат к истокам обучения, а конкретно, к посадке гитариста. Скорее всего, ваша ошибка именно в ней, поскольку барабан гитары идеально адаптирован для игры на ней.
Усталость
В отличие от первой проблемы, данная ситуация имеет место быть гораздо чаще. Касается это, прежде всего, правой руки (для правшей). При любом варианте игры рука в районе запястья начинает уставать и это отрицательно сказывается не только на качестве звукоизвлечения, но и искажает сам ритмический рисунок игры. Решением такой проблемы могут послужить только тренировки. Не нужно прибегать к посторонним способам (работа над выносливостью рук вне гитарного искусства). Как говорится, клин клином вышибают, поэтому, чем чаще вы будете позволять руке уставать, тем быстрее эта усталость сойдет на «нет».
Боль
Это самый важный и сложный компонент физического барьера. С ним, скорее всего, сталкиваются абсолютно все гитаристы в период изучения гитарного ремесла. Причем для каждой из рук имеется «своя боль». Начну с наименее болезненной руки — правой.
Основным эпицентром болевых ощущений правой руки являются струны, которые могут повредить ногти и пальцы. Первые струны гитары довольно тонкие, поэтому получить порез кожи или ногтя — дело пустяковое. Например, играя быстрый ритм, можно наделать заусенцев на ногтях, или, играя перебором, порезать пальцы. Во избежание этих неприятных ситуация дам пару советов: подстригайте ногти вовремя, не допуская их чрезмерного вырастания (это касается не только правой руки. Большие ногти также являются помехой при зажатии струн левой рукой) ; не торопитесь дергать струны в желаемом темпе, лучше отработайте нужную тактику медленно, а после просто наращивайте темп; следите за состоянием струн на своем инструменте, поскольку к травмам приводят не только ошибки начинающих гитаристов, но и дефекты гитарных составляющих.
В дополнение к информации о ногтях хочу отметить, что многие гитаристы подстригают все ногти, кроме одного — ногтя на большом пальце правой руки (опять же для правшей). Длинный ноготь нужен им для получения звука из басовых струн, выполняя некий «эффект медиатора».
Что касается левой руки, то тут ситуация серьезнее. Начну, наверное, с мозолей на подушечках пальцев. У начинающих гитаристов пальцы не адаптированы к струнам, поэтому с каждым зажатие кожа на пальцах будет разбухать, создавая неприятные болевые ощущения. Так может продолжаться разное количество времени: от недели до нескольких месяцев, в зависимости от природной регенерации кожи. В итоге подушечки пальцев огрубеют и станут жесткими. Признаться честно, гитариста без труда можно узнать по пальцам.
Приведу пример из жизни: во время прохождения медицинского обследования кровь я сдавал из безымянного пальца не привычной левой руки, а правой. Медсестра, увидев пальцы левой руки, сразу догадалась о моем музыкальном увлечении и сказала, что такую кожу очень тяжело пробить, а забрать кровь — тем более. Поэтому в медицинских учреждениях в кабинете забора крови люди делятся на тех, кто сдает кровь из правой руки и гитаристов. Это, конечно, все лирика, а вот к мозолям на пальцах нужно отнестись серьезно, поскольку это неотъемлемая часть становления гитариста. Помимо мозолей, существуют боли в запястье левой руки при зажатии закрытых аккордов (баррэ).
Дело в том, что баррэ-аккорды представляют собой частое использование сразу всем пальцев на одну позицию, причем большую нагрузку получает большой палец, прижимающий остальные пальцы к грифу. Отсюда и вытекают болевые ощущения, ведь не у всех суставы сразу могут выдержать такую нагрузку. Признаюсь, за четыре года игры у меня до сих пор иногда бывают такие ощущения при долгой игре на баррэ. Проблема, конечно, кроется в поврежденном в ходе спортивных тренировок запястье, но это не отменяется тот факт, что у здорового человека не может быть такой проблемы. Лучшее лечение таких болей — опять же тренировки и забота о своей руке, ибо руки для гитариста — предмет творения
Описанные выше физические барьеры являются своего рода испытанием в период приобретения гитарных навыков, преодолеть которые должны все, кто хочет развивать свое мастерство.
Что касается психологических барьеров, то тут я хотел бы выделить две основных проблемы: «путаница» и сдержанность.
Путаница
Она возникает на начальных этапах, когда приемы игры еще не отработаны до автоматизма, и очень часто происходят сбои ритмических рисунков или неправильные постановки аккордов. Данная проблема не является дефектом отдельного человека, повторюсь, это связь между началом игры и ее идеалом. Путаница не является поводом к негативным представлениям о своей игре или музыкальном инструменте, это всего лишь временной период, который нужно преодолеть.
Сдержанность
Это важнейший элемент не только в плане игры на гитаре, но и в любом деле. Просто, изучая что-то наступают моменты, когда в голове возникают мысли типа «это не мое», «я не смогу», «это нереально» и т.д. Для разбавления этих пафосных идей опишу пример из жизни. Для меня было проблемой взять баррэ. Дело заключалось не в отсутствии практики, не в болевых ощущениях, а просто — не получалось. Месяц я убил на то, чтобы каждый день понимать, что баррэ я так и не взял, пока в один прекрасный день у меня это не получилось. Сейчас для меня зажать баррэ не составляет никакого труда, однако что бы я не разучивал, по сложности, именно психологической, еще ничего не смогло сравниться с тем месяцем. Именно сдержанность помогла мне умножить свои практические знания игры на гитаре, поэтому не стоит забывать о том, что терпение обязательно поспособствуем выполнению поставленной задачи.
Итак, подведу итог вышенаписанного. В данной статье я рассказал вам о функциях обеих рук в отношении гитары, подробно описал способы извлечения звука и поведал об основных препятствиях перед начинающими гитаристами. Надеюсь, вам понравилась эта статья, и вы сделали для себя необходимый вывод. Мне остается только пожелать всем вам удачи в постижении гитарной науки. Мы с вами обязательно встретимся в следующих статьях, а пока что заходите на сайт guitarlesson.ru и учитесь играть на гитаре.
Автор: Шамиль Вяльшин,
ID в контакте: http://vk.com/id17968709
Рекомендуем пройти наш бесплатный базовый курс: БАЗОВЫЙ КУРС ИГРЫ НА ГИТАРЕ
Большое спасибо, интересно и познавательно!)
В этой статье нашла ответ на свой вопрос (психологическое непреодоление). Спасибо вам большое!
А КАК УЗНАТЬ УМЕЮ Я ПЕТЬ ИЛИ НЕТ МНЕ КАЖЕТСЯ ЧТО НЕТ
Мне трудно петь и играть одновременно. что делать?
Женя, чтобы петь и играть одновременно — нужно, имхо, для начала игру довести до автоматизма. Чтобы ты не думал об аккордах или о том, как играть этот бой. Тогда можно добавить пение.